ВИДЕТЬ ПЕРСПЕКТИВУ РАЗВИТИЯ В.В. Назаренко, председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

Дата публикации: 05 Октября, 2012 года
ВИДЕТЬ ПЕРСПЕКТИВУ РАЗВИТИЯ   2012-й для Госстандарта – год юбилейный. 20 лет назад был образован Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь. Это положило начало государственному управлению в данных сферах на новом этапе развития нашей страны. Отвечая запросам времени, укреплялся статус комитета, совершенствовалась его структура, углублялись и расширялись направления деятельности. Сегодня Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь обеспечивает реализацию государственной политики в сфере технического нормирования и стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и аккредитации, энергосбережения и энергоэффективности, надзора и контроля за соблюдением обязательных требований в промышленности и строительстве, включая проведение экспертизы проектной документации. При этом актуальность каждого из направлений работ растет по мере перехода к открытой рыночной экономике.   Два десятилетия назад нашему молодому государству предстояло не только создать свою национальную систему стандартизации и метрологии с учетом опыта советского периода, но и интенсивно развивать ее как основу для формирования национальной конкурентоспособной экономики и обеспечения социальных интересов общества. Началом этой работы стало создание прогрессивной законодательной базы, соответствующей новым экономическим условиям и позволяющей гибко реагировать на запросы рынка, международные требования и оперативно вносить коррективы. Сегодня сфера технического регулирования развивается по законам «О техническом нормировании и стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», которые базируются на международной практике, способствуют выпуску конкурентоспособной продукции и услуг, внедрению инноваций и прогрессивных технологий менеджмента. Важнейшим условием экономического и социального прогресса руководством нашей страны определено качество. В течение двух десятилетий в республике формировалось отношение к качеству как к первостепенной государственной задаче. Госстандарт вместе с промышленностью, наукой, бизнесом принимает самое активное участие в ее выполнении и вносит свой весомый вклад в формирование на основе качества конкурентоспособной экономики. Планка качества во всех сферах жизни страны постоянно поднимается на все более высокий уровень, и, соответственно, усложняются задачи, решаемые Госстандартом по всем направлениям своей деятельности. За прошедшие годы существенные изменения претерпела отечественная стандартизация, пройдя путь от разработки первых стандартов, в основном, на продукты питания, до стандартов в области информационных технологий и других инновационных отраслях. Расширились масштабы применения стандартов. В современных условиях большое значение придается инновационным стандартам в научно-технической и производственной сферах, энергоэффективности и нанотехнологиях. Актуальными направлениями национальной стандартизации становятся сектор услуг, защита окружающей среды, область социальной ответственности. В условиях жесткой международной конкуренции промышленности и бизнесу остро необходимо своевременное появление прогрессивных стандартов, отвечающих потребностям глобального рынка. Госстандартом на национальном и межгосударственном уровнях реализовывается целенаправленная политика применения международных и европейских стандартов. Уровень гармонизации ежегодно принимаемых в республике государственных стандартов с международными и европейскими составляет 70%. Наиболее высок этот показатель в области машиностроения (79%), электротехники и радиоэлектроники (72%), химии и нефтехимии (67%). К примеру, за последние два года в машиностроительной отрасли разработано 47 государственных стандартов на основе международных и европейских, которые устанавливают требования к колесным транспортным средствам, тракторным прицепам и полуприцепам, землеройным и сельскохозяйственным машинам, оборудованию для зимнего содержания дорог, принципам оценки риска и гигиенические требования к конструкции машин. Они направлены на повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой техники, обеспечение ее сервисного обслуживания и наращивание экспортных поставок. В реализации экспортной стратегии страны существенно усиливается значимость продовольственного сегмента. В 2012 году введено в действие 69 государственных стандартов, устанавливающих требования к основным группам пищевых продуктов и методам их контроля, значительная часть которых гармонизирована с международными и европейскими стандартами. Применение таких стандартов позволит повышать качество и безопасность пищевой продукции и осуществлять контроль по общепризнанным в мире методам, что будет способствовать увеличению ее экспорта. В рамках формирования в стране системы органического производства продукции определены шаги по развитию стандартизации в области методов альтернативного земледелия, биологических методов защиты растений. Практически все стандарты, разработка которых предусмотрена Программой развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения на 2011 – 2015 годы, основаны на международных и европейских нормах. В рамках ее реализации в текущем году будут разработаны 34 стандарта. Сегодня уже утверждены стандарты, устанавливающие требования к теплоизоляционным материалам в строительстве, к методам определения термического сопротивления  теплопередаче строительных конструкций и ряд других. Таким образом, последовательная работа по применению международных и европейских стандартов позволяет республике своевременно присоединяться к общей базе норм, применяемых на различных рынках, и обеспечивать доверие к отечественной продукции. При этом существенно экономятся затраты промышленности и бизнеса на осуществление экспортных поставок, быстрее появляются на рынке инновационные изделия, расширяются возможности для участия и реализации инвестиционных проектов. Важно подчеркнуть, что достигнутые в области стандартизации результаты обеспечили надежную основу для перехода нашей страны к международной модели технического регулирования. В соответствии с ней основополагающими документами для выпуска и размещения товаров на рынке становятся технические регламенты, обеспечивающие оптимальный уровень безопасности продукции для потребителей и окружающей среды и условия для безбарьерной торговли для изготовителей и поставщиков. Разработка национальных технических регламентов предусмотрена действующим законом «О техническом нормировании и стандартизации», и Госстандарт осуществляет координацию работ в этом направлении. В настоящее время принято 17 технических регламентов Республики Беларусь, которые в основном базируются на европейских директивах. Сейчас наши основные усилия сконцентрированы на процессе формирования системы технического регулирования в Таможенном союзе. И здесь очень востребованы знания, навыки и опыт, приобретенные белорусскими специалистами при разработке национальных технических регламентов. Для активизации работ по разработке стандартов, направленных на реализацию технических регламентов Таможенного союза, повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции и развитие ее экспорта, предстоит провести детальный анализ имеющегося фонда государственных и межгосударственных стандартов, предпринять меры по ускоренному их обновлению, а также сокращению сроков разработки новых стандартов, применению лучших достижений международной и европейской стандартизации. При этом особое значение имеет участие промышленности в работе технических комитетов международных и европейских организаций по стандартизации. Сегодняшний этап развития технического нормирования и стандартизации требует активизации всех резервов, в том числе развития сотрудничества с бизнес-сообществом. Наша задача – вовлечь его в этот непростой, но необходимый процесс, закрепить понимание того, что технические регламенты и стандарты являются неотъемлемой частью стратегии развития любой организации.   В числе наших наиболее приоритетных задач всегда будут находиться работы по развитию и оптимизации измерительной и испытательной базы. После распада Советского Союза наша страна осталась без государственных эталонов, и создавать национальную эталонную базу пришлось с нуля. В 1993 году была начата разработка первых национальных эталонов Беларуси: времени и частоты, температуры, напряжения переменного тока. С самого начала эта деятельность получила государственную поддержку и реализуется в рамках государственной научно-технической программы «Эталоны Беларуси», которая наряду с обеспечением единства измерений направлена на повышение конкурентоспособности белорусской продукции, точности учета сырья, энергии и других ресурсов, охрану окружающей среды, защиту прав потребителя, создание условий для признания результатов измерений на международном и региональном уровнях. В настоящее время в стране имеется 39 национальных и исходных эталонов. Еще 32 эталона планируется создать в рамках очередного этапа указанной выше программы на 2011-2015 годы. При выборе приоритетов и очередности задач по созданию и внедрению эталонов учитываются  структура промышленного производства республики, наличие материальных ресурсов и кадров, направления исследований, проводимых в научных учреждениях и вузах, а также происходящие интеграционные процессы. В Республике Беларусь эффективно функционирует государственная метрологическая служба, что позволяет стране получать достоверную измерительную информацию, используемую в интересах экономики и общества. В стране насчитывается более 3 100 аккредитованных испытательных лабораторий. Все они аккредитованы на соответствие международному стандарту ИСО/МЭК 17025, который служит основой аккредитации лабораторий и обеспечивает единый подход при оценке их компетентности, принятый во всем мире. Проведение этих работ позволило заключить соглашения о сотрудничестве с нотифицированными в ЕС органами по сертификации и испытаниям (Германии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Словакии), основанные на признании результатов испытаний, проводимых в нашей стране, при подтверждении соответствия продукции европейским требованиям. В рамках их реализации свыше 4 500 видов белорусской продукции имеют право нанесения на нее СЕ-маркировки. В соответствии с международными требованиями по обеспечению независимости и беспристрастности в республике создан и функционирует национальный орган по аккредитации – Белорусский государственный центр аккредитации. Наличие Национальной системы аккредитации, основанной на единых международных подходах, имеет решающее значение для устранения технических барьеров в торговле и продвижения белорусской продукции на зарубежные рынки без дополнительных процедур по подтверждению соответствия.   Защита отечественного рынка от опасной и недоброкачественной продукции – объект постоянного внимания государства. Госстандарт активно участвует в этом процессе средствами подтверждения соответствия и государственного надзора, в том числе в строительстве. Новое законодательство в области оценки соответствия, по которому сегодня работает республика, нацелено на либерализацию экономической деятельности, стимулирование деловой активности бизнеса. Наряду с этим серьезное внимание должно быть уделено повышению эффективности государственного надзора и обеспечению соразмерной ответственности изготовителей и импортеров за безопасность размещаемой на рынке продукции. Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов и стандартов, средствами измерений, строительством, рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов и экспертиза проектной документации осуществляются на основе соответствующей законодательной базы в этих областях. При этом  применяются новые формы и методы контроля и экспертизы, в том числе мониторинг, направленные на упреждение нарушений.   Вопросы эффективности производства стали в значительной степени определяться эффективностью технологий управления. Именно в этой области сегодня сосредоточены большие потенциальные возможности для повышения конкурентоспособности предприятий. За последнее десятилетие в республике проделана большая работа по развитию системного подхода. Сегодня более 2600 предприятий внедрили инновационные методы менеджмента качества по СТБ ISO 9001. Учитывая тенденции развития современного менеджмента, промышленность республики внедряет и другие системы управления на основе международных стандартов. В настоящее время сертифицированы: около 300 систем управления окружающей средой по СТБ ИСО 14001, 277 систем управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР), 33 системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по СТБ ИСО 22000, 784 системы управления охраной труда по СТБ 18001 (OHSAS 18001). Благодаря внедрению системного менеджмента предприятия страны получили дополнительные конкурентные преимущества: усилилась роль руководства в управлении организацией для достижения намеченных целей; повысилась компетентность персонала и его вовлеченность в этот процесс; обеспечивается более эффективное управление ресурсами; возросла мобильность в реагировании на требования потребителей и других заинтересованных сторон и, как итог, повышается имидж организаций в глазах партнеров и других заинтересованных сторон. В настоящее время промышленности страны предлагаются в качестве государственных практически все значимые международные стандарты для внедрения и сертификации систем менеджмента. Основная задача в данной сфере сейчас состоит в непрерывном улучшении и повышении эффективности уже внедренных систем. Они должны давать реальную отдачу: расширение экспорта, развитие персонала, сокращение неэффективных затрат. Внедрению новейших методов менеджмента, повышению имиджа компаний и завоеванию доверия потребителей  также способствует развитие в стране конкурсного движения за качество. Оно нашло широкую поддержку у отечественных предприятий и помогает получать им неоспоримые конкурентные преимущества.   Мировое сообщество придает большое значение вопросам энергетической эффективности, а также тесно связанным с ними проблемам экологии. Для нашей страны данная задача является стратегической, и мы последовательно проводим государственную политику, направленную на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов. Новые энергоэффективные технологии и стандарты, применяемые в стране, призваны обеспечить снижение энергозатрат во всех отраслях экономики и социальном секторе. Приоритетные направления энергосбережения и пути их реализации, конкретные задачи по экономии топливно-энергетических ресурсов определяются республиканскими, отраслевыми и региональными программами энергосбережения, принимаемыми каждые пять лет. В настоящее время особое внимание уделяется совершенствованию законодательной и нормативной базы в области энергосбережения, которая призвана повысить уровень проводимых в республике работ с учетом современных требований, научно-технических достижений и тенденций на международном уровне, приносить стране реальные экономические выгоды.   Стратегические задачи дальнейшего развития Госстандарта будут преломляться через призму интеграционных процессов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. По сути, сейчас формируются основы новых экономических отношений трех государств, расширяется спектр бизнес-возможностей для наших стран. Принятая договорно-правовая база Таможенного союза создала условия для формирования единого правового поля для обеспечения безопасности продукции на таможенной территории, устранения технических барьеров в торговле и расширения географии поставок, упрощает работу бизнеса, а также уменьшает затраты на гармонизацию действующих в государствах норм и правил. Технические регламенты Таможенного союза устанавливают единые для трех государств обязательные требования к продукции, в том числе санитарные и фитосанитарные, а также правила доступа на общий рынок. В настоящее время в Таможенном союзе принят 31 технический регламент, 7 из которых разработаны Республикой Беларусь. Дальнейшее развитие нашей деятельности в сфере технического регулирования предполагает продолжение процесса разработки технических регламентов Таможенного союза и межгосударственных стандартов, обеспечивающих их доказательную базу, развитие испытательного потенциала, участие в разработке соглашений и документов договорно-правовой базы, направленных на признание метрологических работ, гармонизацию законодательств в области государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и ответственности за нарушение законодательства Таможенного союза в сфере технического регулирования. Нам предстоит основательная работа, и от того, насколько успешно мы с ней справимся, во многом зависят темпы развития отечественной промышленности, ее экономический рост и конкурентоспособность на рынке.   С момента своего образования Госстандарт придает первостепенное значение развитию сотрудничества на международном, региональном и национальном уровнях. Активное участие в работе международных, европейских и региональных организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации привело к значительному повышению авторитета Беларуси на международной арене и позволяет республике максимально использовать передовой опыт в национальных интересах, минимизировать технические барьеры в торговле, содействовать укреплению доверия к белорусской продукции. Среди наших задач на перспективу – еще большее расширение участия и усиление роли Беларуси в деятельности международных организаций. В ближайшее время необходимо добиться полномасштабного признания наших национальных эталонов на международном уровне, став полноправным участником Метрической конвенции.   За прошедшее время коллективом Госстандарта сделано немало, но предстоит сделать еще больше. Наши приоритетные цели – всемерное содействие обеспечению устойчивого развития промышленности и экономики, внедрению инновационных технологий и методов менеджмента, технологической модернизации производств, а также повышению уровня жизни наших граждан. И достижение этих целей невозможно без совершенствования и развития всех сфер нашей деятельности.   Мероприятия, посвященные 20-летию Госстандарта и нашему профессиональному празднику, – хороший стимул для усиления внимания ко всем направлениям деятельности комитета, признаваемым в мире как эффективный инструмент конкурентоспособной экономики, обеспечивающий взаимопонимание не только в национальном, но и международном масштабе. Это дополнительный повод обратить внимание общественности на роль этих сфер в современном мире и напомнить о том, что накопленный в стране опыт – такое же национальное достояние, как достижения в науке, технике и технологии. Отмечая 20-летие Госстандарта, мы с особой благодарностью вспоминаем о тех людях, которые работали в этой системе, и их большом вкладе в ее развитие и развитие экономики страны. Сердечно поздравляю всех специалистов, отдающих свой талант, знания и опыт нашему общему делу, с юбилеем Госстандарта, Днем стандартизации и Всемирным днем стандартизации! Желаю новых успехов и достижений! С праздником, дорогие коллеги!   В.В. Назаренко, председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь