При реализации и эксплуатации в республике дизельного топлива в зимний период следует учитывать реальные погодные условия

Дата публикации: 16 Февраля, 2016 года

При реализации и эксплуатации в республике дизельного топлива в зимний период следует учитывать реальные погодные условия 16.02.2016
Пресс-служба Госстандарта

 

К такому выводу пришли в Госстандарте по результатам проверок качества дизельного топлива, реализуемого на автозаправочных станциях республики, в январе 2016 года. Напомним, что данные проверки были инициированы концерном «Белнефтехим» по обращениям граждан, поступившим в это ведомство.

 

Областные инспекции Госстандарта провели контрольно-надзорные мероприятия по соблюдению требований технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) по стандартизации и законодательства на 29 автозаправочных станциях различной подчиненности.
Данные мероприятия проводились на соответствие требованиям Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011), а также государственных стандартов на эту продукцию.

Всего для контроля физико-химических и эксплуатационных показателей было отобрано и отправлено на испытания в аккредитованные лаборатории республики 60 образцов дизельного топлива.
По результатам испытаний все образцы соответствовали требованиям ТР ТС 013/2011 по проверенным показателям (массовая доля серы, температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, смазывающая способность, предельная температура фильтруемости, фракционный состав).

В то же время, в ходе проверок были установлены нарушения требований п.3.2. статьи 3 ТР ТС 013/2011 в части предоставления потребителям информации о топливе.
Так, например, на автозаправочных станциях ИООО «РН-Запад» в г. Могилеве (№ 19) и г. Полоцке (№31) на топливно-раздаточном оборудовании марка дизельного топлива, выпущенного в обращение, была указана как «ДТ-З-К5 сорт F», что согласно п. 2.2 приложения 1 ТР ТС 013/2011 по климатическим условиям применения относится к зимнему, с предельной температурой фильтруемости (далее – ПТФ) не выше минус 20?С. Фактически же, согласно представленному паспорту качества, реализовывалось дизельное топливо марки ДТ-Е-К5 сорт F, которое согласно п. 2.2 приложения 1 ТР ТС 013/2011 относится к межсезонному дизельному топливу, с предельной температурой фильтруемости не выше минус 15?С. К тому же, в филиале этого субъекта хозяйствования в г. Полоцке (№ 31) на ряде топливно-раздаточных колонок информация о марке реализуемого топлива и вовсе отсутствовала (фактически отпускалось межсезонное топливо).
На АЗС № 10 ИООО «Татбелнефтепродукт» в г. Гомеле на топливно-раздаточном оборудовании в марке дизельного топлива не были указаны климатические условия его применения (летнее, межсезонное, зимнее, арктическое), а на АЗС № 2 ООО «ПКФ «Орокс» (Добрушский р-н) была указана марка ДТ-Л-К5 сорт С вместо реализуемого ДТ-З-К5 сорт F.
Выявленные нарушения говорят о предоставлении потребителям недостоверной информации и введении их в заблуждение.

В соответствии с ТР ТС 013/2011 по климатическим условиям применения дизельное топливо имеет 4 вида со следующими предельными температурами фильтруемости:
- летнее – не определяется;
- межсезонное – не выше минус 15?С;
- зимнее – не выше минус 20?С;
- арктическое – не выше минус 38?С.
Таким образом, результаты проведенных Госстандартом проверок позволяют предположить, что наиболее вероятной причиной жалоб потребителей на «замерзающее» дизельное топливо стала реализация и эксплуатация в республике межсезонного и зимнего дизельного топлива при температуре, ниже предельно допустимой ТР ТС 013/2011 для этих видов. (В начале января этого года отмечалась температура воздуха ниже 20?С). Поэтому в зимний период и изготовителям, и автозаправочным станциям, и потребителям рекомендуется оценивать температуру воздуха и выбирать соответствующий вид топлива. Изготовители и автозаправочные станции должны предоставлять потребителям полную и достоверную информацию о предлагаемой продукции.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в январе 2016 года, за нарушения требований ТНПА в отношении субъектов хозяйствования были составлены и направлены в суды протоколы об административных правонарушениях, выданы предписания и рекомендации об устранении выявленных нарушений.

Справочная информация:
Согласно п. 3.2. ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» при розничной реализации дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
Требования к обозначению марки дизельного топлива установлены в приложении 1 ТР ТС 013/2011 и оно включает: буквы ДТ, климатические условия применения (Л – летнее, З – зимнее, А – арктическое, Е – межсезонное), экологический класс (в настоящее время в Республике Беларусь он должен быть не ниже К5).