В Минске завершился III Международный форум «Антиконтрафакт-2015»

Дата публикации: 18 Декабря, 2015 года

В Минске завершился III Международный форум «Антиконтрафакт-2015» 18.12.2015
Пресс-служба Госстандарта

С 16 по 18 декабря его участники обсуждали вопросы таможенного, технического регулирования, формирования кадрового потенциала, гармонизации законодательства Союзного государства России и Беларуси и государств – членов ЕАЭС в сфере незаконного оборота промышленной продукции, совместной защиты прав интеллектуальной собственности и потребительского рынка, и вырабатывали рекомендации для совместных действий по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией.

 

В пленарном заседании форума приняли участие министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Сулейменов, председатель Госстандарта Республики Беларусь Виктор Назаренко, заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин, заместитель комитета Государственной думы Российской Федерации по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова, первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеб Никитин и президент международной ассоциации «Антиконтрафакт» Асламбек Аслаханов. 

Приветствуя участников форума от имени Правительства Республики Беларусь, председатель Госстандарта Виктор Назаренко рассказал, что в нашей республике к сфере массового распространения подделок относятся те товары, которые пользуются спросом у потребителя: одежда и обувь, алкогольная и табачная продукция, парфюмерия, CD-диски. Он также отметил, что по мере усиления конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности маркировка товаров по-прежнему является эффективным способом защиты внутреннего рынка и отечественного производства от недобросовестной конкуренции. С целью защиты произведенной продукции от подделки производители разрабатывают и применяют собственные средства защиты, знаки, логотипы и т.п.



– В Беларуси впервые в международной практике государство взяло на себя организацию изготовления, учета и распространения среди субъектов предпринимательской деятельности такого индивидуального средства защиты товара от фальсификации, как контрольный знак, обладающий высокими степенями защиты от подделки, уникальностью, удобством нанесения на товар, который обеспечивает помимо прочего защиту интересов легально работающих плательщиков, а также внутреннего рынка и отечественного производства от недобросовестной конкуренции, – отметил руководитель ведомства.
Особое внимание уделяется развитию системы защиты рынка от небезопасной и некачественной продукции. Каждая из стран-участниц ЕАЭС осуществляет контроль и надзор по своему национальному законодательству, однако необходимо выстроить систему прослеживаемости товаров и документов по безопасности.
Виктор Назаренко подчеркнул, что в условиях ЕАЭС, с применением к продукции единых требований и документов об оценке соответствия, рынок товаров существенно расширился и стал более открытым. С другой стороны, это отразилось на увеличении вероятности поступления небезопасной, фальсифицированной и контрафактной продукции, что потребовало усиления надзора за внутренним рынком.
«В республике первое место среди реализуемой контрафактной продукции занимают товары легкой промышленности. Нас беспокоит, что на рынках присутствует огромное количество товаров неизвестного происхождения либо товаров под теми брендами, к которым они не имеют никакого отношения», – отметил он.
Уже более полугода действует Указ Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2015 г. № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов», который закрепил за Госстандартом, Минздравом, Минсельхозпродом, Минторгом и МЧС конкретные ТР ТС (ЕАЭС), за соблюдением требований которых указанные уполномоченные органы осуществляют контроль (надзор) на рынке республики. Указ предусматривает применение новых видов надзорных действий и значительно усиливает административную ответственность.
– Как показывает практика, принятые меры являются действенными, позволяют существенно ограничить поступление не соответствующей требованиям продукции, ориентируют изготовителей, импортеров, продавцов на ответственное отношение к предлагаемой потребителям продукции, – сказал председатель Госстандарта. – Для многих это послужит хорошим стимулом для выпуска продукции, соответствующей требованиям ТР ТС (ЕАЭС) и взаимосвязанных с ними документов.

Первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеб Никитин обратил внимание, что незаконный оборот промышленной продукции является одной из актуальных мировых проблем.
– В современных условиях борьба с ним в полной мере возможна лишь в интеграционных объединениях, в первую очередь в рамках ЕАЭС, – сказал он. – Незаконный оборот контрафактной продукции влечет масштабные негативные последствия как для отдельно взятых потребителей, так и для бизнеса, государства, для которого ущерб исчисляется миллиардами рублей.
По его словам, существует ряд отраслей, где вопрос незаконного оборота продукции стоит особенно остро.



– Например, в России к таким отраслям относятся пищевая, легкая, авиационная, автомобильная, фармацевтическая промышленность, – отметил Глеб Никитин. – Так, в сфере пищевой промышленности объем контрафактной и фальсифицированной продукции составляет 1,3-1,6 трлн рос. рублей при наблюдаемой розничной торговле в 8,9 трлн рос. рублей, в легкой промышленности – около трети от общего оборота отрасли. В фармацевтической промышленности особой популярностью при фальсификации пользуются недорогие и широко известные лекарства: обезболивающие, противовирусные препараты, антибиотики.

Формирование единого рынка обуславливает необходимость выработки координированных межгосударственных мер. Решение данных вопросов требует как системного подхода, так и применения широкого перечня межгосударственных механизмов. Речь идет не только о межправительственных механизмах государств-членов ЕАЭС, но и о введении открытого диалога со всеми участниками рынка, бизнес-сообществами.
Министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов отметил, что в Беларуси хороший опыт борьбы с контрафактной продукцией.



– Уже более 10 лет у вас функционирует система штрих-кодирования по таким ключевым позициям, как алкоголь, бытовая техника. Существует нормативная, информационная база, четко регламентированы обязанности госорганов и бизнеса. На евразийском уровне мы договорились, что у нас будет пилотный проект по меховым изделиям, которые будут маркироваться RFID-метками. Опыт мы намерены перенять у Беларуси , заложив его в основу евразийских документов. Предполагается, что система заработает с 1 апреля 2016 года, – констатировал министр ЕЭК.



В рамках III Международного форума работало 9 секций по таким направлениям, как: «Таможенные методы защиты товарных рынков»; «Защита и повышение качества контроля рынка»; «Стратегия охраны и защиты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе. Актуальные вопросы легализации параллельного импорта в ЕАЭС»; «Роль средств массовой информации в борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции»; «Формирование кадрового потенциала в сфере борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции»; «Средства и методы маркировки, создание систем прослеживания – путь противостояния незаконному обороту промышленной продукции»; «Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности»; «Практика силовых структур в борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции»; «Незаконный оборот промышленной продукции на потребительском рынке».







Говоря о результатах состоявшихся дискуссий на пресс-брифинге для представителей СМИ, заместитель председателя Госстандарта Беларуси Сергей Ивлев акцентировал внимание на том, что в рамках ЕАЭС важно укреплять и координировать надзорную деятельность: «Нужно создавать общее законодательство в этой области, чтобы предметно бороться в том числе и с такой глобальной проблемой, как контрафактная и фальсифицированная продукция. В первую очередь, необходим единый понятийный аппарат, применение которого позволит эффективно работать и совершенствовать те законодательные нормы, которые бы пресекали эту деятельность».
По мнению Сергея Ивлева, борьба с контрафактом – это системная работа, в которой должны быть объединены усилия многих органов госуправления, каждого со своей компетенцией, и которой нужно заниматься каждый день. При таком условии можно быть адекватными в борьбе с этим негативным явлением в нашей жизни.

В свою очередь, президент международной ассоциации «Антиконтрафакт» Асламбек Аслаханов подчеркнул, что контрафакт является угрозой национальной безопасности.
Наиболее актуальной является борьба в отношении контрафактных продуктов питания и медикаментов.
– Эти направления имеют важнейшее значение, прежде всего для здоровья и жизни граждан. Они обсуждаются на всех наших конференциях, чтобы найти те механизмы, которые позволяли бы отличать контрафактную продукцию, искать пути решения этого вопроса, – сказал Асламбек Аслаханов.
Одним из эффективных инструментов борьбы, по его мнению, является значительное увеличение ответственности, а также размеров применяемых штрафных санкций, если выявлена контрафактная продукция. Это подтверждает и опыт большинства стран мира.

В завершении Асламбек Аслаханов отметил высокий уровень проведенного в Беларуси форума, поблагодарил всех его участников за активную поддержку и работу.
Следующий Международный форум «Антиконтрафакт» планируется провести в 2016 году в Армении.