Инструмент осознанного потребительского выбора

Дата публикации: 13 Марта, 2015 года

Инструмент осознанного потребительского выбора 13.03.2015
Пресс-служба Госстандарта

15 марта в Республике Беларусь будет отмечаться День потребителя. Этому празднику была посвящена пресс-конференция, которая состоялась 12 марта в Национальном пресс-центре Республики Беларусь.
Участники мероприятия – представители Минторга, организаций Минздрава, Госстандарта, Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию, Белорусского общества защиты потребителей – обозначили лейтмотив встречи: «Здоровое питание – выбор современного потребителя».
 

Одним из важнейших направлений реализации этой задачи, по мнению начальника отдела технического нормирования и стандартизации пищевой и сельскохозяйственной продукции БелГИСС Людмилы Скорины, является маркировка пищевой продукции, которая способствует формированию у потребителей более осознанного выбора нужного продукта.
В Евразийском экономическом союзе, например, принят и действует отдельный технический регламент – «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), направленный на информирование потребителей относительно характеристик предлагаемых продуктов, минимизацию возможности введения потребителя в заблуждение.
«Документ расширяет действовавшие ранее требования к маркировке пищевой продукции, – констатировала Людмила Скорина. – В частности, новыми являются требования к нанесению определенных предупреждающих надписей при содержании в продуктах подсластителей, аспартама, красителей, кофеина. Компоненты, биологически активные добавки, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний, должны указываться в составе пищевой продукции независимо от их количества. В регламенте также установлен термин «информация об отличительных признаках пищевой продукции» и требования к ее указанию. Для потребителей такое расширение требований является очень правильным и полезным».
Компетентности выбора, повышению конкурентоспособности и экспортного потенциала отечественных пищевых продуктов способствует маркировка знаком «Натуральный продукт». Им могут обозначаться только продукты, произведенные из натурального продовольственного сырья животного, растительного, минерального (соль, вода и др.) происхождения, без применения методов генной инженерии и искусственных пищевых добавок.
К натуральному продовольственному сырью животного происхождения относят продукты, полученные от животных, выращенных без применения антибиотиков, стимуляторов откорма, гормональных препаратов. К натуральному продовольственному сырью растительного происхождения относят растительное сырье, выращенное без применения стимуляторов роста, пестицидов, методов генной инженерии.
Обязательным требованием является наличие у изготовителя пищевого продукта сертифицированной системы менеджмента качества и (или) безопасности пищевых продуктов.
Полный перечень продуктов, имеющих право маркировки знаком «Натуральный продукт», и их изготовителей представлен на сайте Госстандарта.
Участниками пресс-конференции неоднократно подчеркивалось, что информированность потребителей – важнейшая веха в реализации выбора здорового питания.

Справочно:
ТР ТС 022/2011 является одним из 7 ТР ТС, переходные периоды для которых завершились 15 февраля 2015 г. В их числе:
1. «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011);
2. «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011);
3. «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического, лечебного и диетического профилактического питания» (ТР ТС 027/2011);
4. «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2011);
5. «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011);
6. «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011)
7. «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011).
Это означает, что с указанной даты на продукцию, попадающую под действие перечисленных ТР ТС, при выпуске в обращение должны быть документы о подтверждении ее соответствия требованиям регламентов.
Та продукция, которая была произведена и выпущена в обращение до 15 февраля 2015 г. по ранее действующим требованиям и имеет документы о подтверждении соответствия им, выданные или принятые до 1 июля 2013 г., может обращаться на рынке до истечения ее срока годности.
Следует отметить, что действие первых четырех из указанных выше ТР ТС, которые являются общими для всех групп продукции, может не распространяться на молоко, мясо и продукцию из них, изготовленные в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза и Единого экономического пространства или национальным законодательством, и имеющие документы о подтверждении соответствия этим требованиям. При этом документы должны быть выданы или приняты до 1 мая 2014 г. (дата вступления в силу ТР ТС 033/2013 (на молоко и молочную продукцию) и ТР ТС 034/2013 (на мясо и мясную продукцию). На эту продукцию установлен переходный период, который завершается 31 декабря 2015 г.
Исключение также составляет рыба и рыбная продукция – до принятия соответствующего технического регламента (сейчас по его проекту завершено внутригосударственное согласование).