Состоялась совместная коллегия Госстандарта и Минстройархитектуры по вопросам качества в строительстве

Дата публикации: 14 Июля, 2014 года

Состоялась совместная коллегия Госстандарта и Минстройархитектуры по вопросам качества в строительстве 14.07.2014
Пресс-служба Госстандарта

Качество в строительстве – тема, рассмотрение которой получает самое пристальное внимание на всех уровнях. Как известно, в прошлом году в республике функционировала рабочая группа по проблемным вопросам в строительной отрасли. В начале этого года был принят Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» и целый ряд нормативных правовых актов в его развитие.

 

Рассмотреть и объективно оценить первые результаты реализации нововведений, чтобы при необходимости инициировать дополнительные меры по решению выявляемых на местах проблем – такая задача была поставлена перед участниками совместной коллегии Госстандарта и Минстройархитектуры, состоявшейся 2 июля 2014 года.
В ней приняли участие заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Калинин, руководители и специалисты Госстандарта, Минстройархитектуры, облисполкомов, Мингорисполкома, строительных организаций.

Разговор начался с итогов надзорной деятельности, осуществляемой Госстандартом.
Первый заместитель директора Департамента контроля и надзора за строительством Юрий Булахов привел впечатляющие цифры. Несмотря на сокращение в 2014 году количества зарегистрированных по республике строящихся объектов на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, количество выявленных дефектов увеличилось на 41%.
По фактам выявленных нарушений выдано на 34% больше предписаний, сумма примененных штрафных санкций увеличилась на 193%, а количество привлеченных к административной ответственности – на 59%.
Отмечается и рост количества мотивированных отказов по принятию объектов в эксплуатацию: на 18% по отношению к январю – маю 2013 года.
В 3,5 раза увеличилось и количество приостановленных и аннулированных по представлению инспекций квалификационных аттестатов.
Еще более впечатляющими оказались результаты проверок, проведенных инспекциями государственного надзора за техническими регламентами и стандартами Госстандарта.
В 2014 году было проверено 136 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, использование на строительных объектах и реализацию в торговой сети строительных материалов и изделий отечественного и импортного производства.
Проверкам подверглось более 630 наименований железобетонных конструкций и изделий, бетонных смесей, цемента, извести, кирпича, красок, эмалей, грунтовок, тротуарных и керамических плит, изделий из древесины и пластмассы и др.
Нарушения требований технических нормативных правовых актов (ТНПА) и обязательного подтверждения соответствия выявлены у 134 (98,5%) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей!
Приведенные цифры свидетельствуют как об усилении контрольных и надзорных функций и мер, принимаемых органами Госстандарта, так и о том, что вопрос повышения качества в строительстве по-прежнему остается актуальным.
– В рамках повышения эффективности надзорной деятельности со стороны комитета будет усилено комплексное взаимодействие инспекций Госстройнадзора, госнадзора за техническими регламентами и стандартами, управлений по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, – подчеркнул председатель Госстандарта Виктор Назаренко. – При этом должны быть предприняты все меры предупредительного характера. Госстандарт будет помогать тем организациям, которые прилагают усилия к улучшению своей деятельности и качества выпускаемой в обращение на рынок продукции и оказываемых услуг.

Анализ результатов надзорной деятельности показывает, что особое внимание необходимо уделять подбору квалифицированных кадров, оценке их профессиональной пригодности. С этой целью Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» предусмотрено расширение института аттестации. Уполномоченной организацией по проведению этой процедуры как для руководителей и специалистов, так и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определено РУП «Белстройцентр».
Как рассказала исполняющий обязанности заместителя директора – начальника Республиканского центра управления качеством в строительстве РУП «Белстройцентр», начальник отдела сертификации Людмила Шатова, при проведении аттестации руководителей и специалистов осуществляется оценка их профессиональной компетентности в форме квалификационного экзамена (компьютерного тестирования и собеседования (для некоторых специализаций)). Пороговый уровень положительной оценки для всех категорий аттестуемых был ужесточен и составляет сейчас 85% (ранее – 75%).
В настоящее время действующие квалификационные аттестаты имеют более 30 тысяч специалистов строительной отрасли республики.
В целях усиления персональной ответственности участников строительной деятельности на сайте РУП «Белстройцентр» (www.bsc.by) ведется общедоступный Реестр квалификационных аттестатов руководителей и специалистов строительной отрасли, где отображается срок действия аттестата с указанием функций и специализации.
При аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оценивается их соответствие таким квалификационным требованиям, как обеспеченность организации квалифицированным персоналом, материально-техническими ресурсами, опытом работы, наличием необходимых разрешающих документов.
Аттестаты соответствия выданы 134 юридическим лицам. Применение этой процедуры, осуществляемой на протяжении месяца, уже позволило выявить и предотвратить некоторые моменты, которые могли негативно сказаться на качестве строительства.

Продолжая обсуждение темы обеспечения требуемого качества строительных работ и готовой строительной продукции, заместитель министра архитектуры и строительства Сергей Ласточкин высказал мнение, что достичь этого можно, радикально изменив требования к заказчику. «Та система, которая сейчас создана, в том числе аттестация на первый и второй класс ответственности, нужна для того, чтобы имелся механизм лишения недобросовестного подрядчика возможности выступать на рынке, – считает он. – Все остальные функции должен взять на себя заказчик. Пока не станем жестче требовать с него, никакого качества не обеспечим. Именно с заказчика в первую очередь должен спрашивать Госстройнадзор, а уже потом со всех остальных».
В качестве аргумента Сергей Ласточкин привел европейскую практику, где качество объекта зависит от технического надзора, и предложил подготовить в республике соответствующий нормативный документ.

Достаточно эффективным инструментом повышения уровня работ и услуг в строительстве является сертификация, поскольку при ее проведении органом по сертификации оценивается наличие в организации квалифицированных аттестованных специалистов, рабочих кадров, наличие и состояние средств измерений для контроля качества работ, машин, механизмов, инструмента, нормативной и технологической документации.
В настоящее время обязательной сертификации подлежит 15 видов работ и услуг в строительстве, включая возведение монолитных конструкций, монтаж деревянных, каменных, легких ограждающих, стальных конструкций, наружных сетей и сооружений, устройство кровли, оснований, фундаментов, изоляционных и антикоррозионных покрытий, тепловой изоляции, заполнение оконных и дверных проемов, устройство дорожных покрытий пешеходных зон.
По данным органов по сертификации за 2013 – 2014 годы 724 сертификата было выдано организациям только после устранения ими выявленных несоответствий или выполнения необходимых мероприятий, а 130 организациям и вовсе отказано в выдаче сертификатов соответствия.
В связи с принятыми мерами по повышению требований со стороны органов по сертификации, усилением надзорной деятельности количество сертификатов на работы и услуги в строительстве за I полугодие сократилось с 47,5 тыс. до 45,3 тыс.
С учетом этого будет усовершенствована система информирования органами по сертификации надзорных органов, заказчиков, генподрядчиков, соответствующих служб исполкомов, РУП «Белстройцентр» о фактах приостановления, отмены сертификатов на строительно-монтажные работы организациям для предотвращения незаконной деятельности с их стороны.
Актуальной проблемой в строительной отрасли, как и в целом по республике, является повышение результативности и эффективности систем менеджмента качества по СТБ ISO 9001. Практика показывает, что организации не обеспечивают в полной мере выполнение требований этого стандарта, имеет место формальный подход как со стороны руководителей, так и персонала.
В рамках оказания методического содействия на коллегии принято решение о разработке рекомендаций по применению СТБ ISO 9001 с учетом специфики строительной отрасли. Ввести их в действие предполагается с 1 января будущего года.
По мнению председателя Госстандарта Виктора Назаренко, каждая организация сегодня должна задумываться о своем месте на рынке, особенно в условиях интеграционных процессов на евразийском пространстве. К конкуренции надо готовиться, уделяя серьезнейшее внимание вопросам компетентности персонала, оснащенности современным оборудованием, повышения эффективности деятельности служб качества, освоения международно признанных инструментов менеджмента и лучших практик.

Подводя итоги состоявшейся на коллегии дискуссии, высказанных ее участниками предложений и замечаний, заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Калинин отметил имеющиеся преимущества и достижения белорусской экономики – 85% продукции продается на экспорт, что свидетельствует о ее достаточно высоком качестве и соблюдении требований, и одновременно констатировал, что с каждым днем становится все сложнее конкурировать. Вот почему вопросы качества, экспорта, импорта в последнее время обсуждаются столь активно на самых разных уровнях.
К сожалению, в сфере строительства, имеющей важнейшее экономическое и социальное значение, далеко не все хорошо. Потребители строительных услуг и продукции предъявляют, в том числе и через средства массовой информации, справедливые претензии. «Бракоделам не место на строительном рынке, – убежден Анатолий Калинин. – Те, кто имеет только стул, стол и одновременно еще и проектирует, не должны на нем присутствовать». В этой связи введение аттестации юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства, рассматривается как инструмент их квалифицированной и непредвзятой оценки. При этом вице-премьер предостерег соответствующие службы от стремления к количеству: «Пусть на рынке останется 20-30 организаций, которые будут иметь необходимый потенциал и ресурсы. Мелкие либо примкнут к ним, либо разорятся, поскольку внедрить систему требований к качеству под силу только крупной строительной или производственной организации».
Анатолий Калинин озвучил предложение о создании при Совете Министров Республики Беларусь рабочей группы или комиссии, в которую бы представлялись технические задания на проектирование объектов с бюджетным финансированием. Это, с одной стороны, позволит по определенным критериям посмотреть, что же заказчик позиционирует в проекте, а, с другой – искоренить распространенную практику внесения изменений после утверждения проекта, чреватую расходом дополнительных финансовых средств из бюджета. Внесение изменений в техническое задание будет возможно только по согласованию с вышестоящим органом госуправления, Минстройархитектуры и Минфином.
Говоря об энергоэффективном жилье, Анатолий Калинин заострил внимание, что «мы не настолько богаты, чтобы строить просто квадратные метры. К 2016 году нужно выйти на 100% энергоэффективное жилье. Пока еще не видно четких шагов и действий в этом направлении. Соответствующие поручения, в том числе по выработке понятийного аппарата в этой сфере, должны найти отражение в протоколе коллегии».
Должна быть усилена деятельность органов Госстройнадзора. В данной области отмечаются изменения, но они незначительные. По мнению Анатолия Калинина, инспектор должен прийти один раз, сделать замечания, и организация должна понимать, что второй раз лучше не попадаться, потому что это может грозить прекращением бизнеса. Если необходимо, полномочия органов Госстройнадзора могут быть расширены, в том числе и в рамках рассматриваемого проекта указа о совершенствовании надзорной деятельности в республике.
Анатолий Калинин также обратил внимание на повышение качества проектного дела, рациональное использование ресурсов, прежде всего на бюджетных объектах, усиление ответственности всех участников строительного процесса. Он высказал уверенность, что разговор на тему качества в строительстве будет постоянно действующим. В самое ближайшее время подобные коллегии пройдут на региональном уровне, а в октябре меры по решению обозначенных сейчас проблем будут рассмотрены вновь.