Пристальное внимание – гостиничной индустрии

Дата публикации: 04 Апреля, 2014 года

Пристальное внимание – гостиничной индустрии   04.04.2014
Пресс-служба Госстандарта

 В Год гостеприимства повышению качества гостиничных услуг уделяется особое внимание. Помочь организациям этой сферы повысить уровень обслуживания был призван семинар «Практические аспекты сертификации услуг гостиниц и их классификации. Основные требования к гостиницам различных категорий и хостелам», проведенный БелГИСС в Минске 25 марта 2014 г. Для участников, среди которых были представители гостиниц столицы, областных и районных центров республики, он стал отличной площадкой для получения новых знаний от квалифицированных специалистов института.

Программа включала рассмотрение наиболее актуальных и значимых вопросов, направленных на постоянное улучшение уровня предоставляемых услуг, удовлетворение запросов потребителей, достижение соответствия современным требованиям и тенденциям развития гостиничной индустрии.


Обращаясь к участникам семинара, начальник отдела сертификации услуг БелГИСС Татьяна Смирнова отметила, что сертификация является важным инструментом для тех гостиниц, которые планируются к классификации по категориям – от 1 до 5 «звезд». В нашей республике  обязательное подтверждение соответствия (сертификация) услуг проживания гостиниц и мотелей, заявленных к оценке по категориям, установленным ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», введена с 2007 года. Это означает, что если та или иная гостиница желает получить категорию, то она должна обратиться в орган по сертификации этих услуг, пройти процедуры, определенные в ТКП 5.3.02-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация услуг гостиниц», и при положительных результатах получить сертификат, подтверждающий соответствие требованиям, установленным к заявленной категории. Те гостиницы, которые не планируют классифицироваться, могут работать без сертификата, но, естественно, соблюдая действующее в этой сфере законодательство Республики Беларусь.



Однако стоит подчеркнуть, что сертификация услуг – это эффективный механизм управления качеством гостиничных услуг, позволяющий объективно оценить уровень гостиницы, подтвердить соответствие установленным требованиям и в дальнейшем осуществлять контроль с целью недопущения снижения достигнутого уровня оказываемых услуг, а также стимулировать постоянное повышение качества сервиса.
К 1 апреля 2014 г. в республике прошли сертификацию и классификацию по «звездам» 48 гостиниц, в том числе входящих в гостиничные комплексы.


В рамках подготовки к чемпионату мира по хоккею-2014 в Минске в настоящее время органом по сертификации услуг БелГИСС проводятся работы по сертификации и классификации вводимых в эксплуатацию гостиниц. Речь идет о 14 гостиницах различных категорий. «Эта работа согласно ТКП 5.3.02-2012 предусматривает анализ представленной заявки на сертификацию и классификацию гостиниц, предварительную проверку степени готовности гостиницы к сертификации и классификации, включая соблюдение требований безопасности, требований к номерному фонду, оказываемым услугам, и окончательную сертификационную проверку», – ознакомила Татьяна Смирнова.


На базе БелГИСС организован и действует Республиканский организационно-методический центр по подтверждению соответствия услуг гостиниц (ОМЦ), который осуществляет разработку и актуализацию технических нормативных правовых актов (ТНПА), методических рекомендаций по организации услуг размещения и применению действующих ТНПА и других документов, устанавливающих требования к услугам гостиниц, классификации гостиниц и номеров в гостиницах; анализ и проверку по заявкам заинтересованных организаций соответствия технических заданий на проектирование гостиниц, проектов строящихся и реконструируемых гостиниц и их оснащения требованиям ГОСТ 28681.4-95 и других ТНПА. Эти работы проводятся для того, чтобы на стадии проектирования гостиницы исключить возможные ошибки, которые приведут в дальнейшем к несоответствию требованиям к заявленной категории. Центр также оказывает методическую помощь предприятиям гостиничного бизнеса по разъяснению и применению требований к гостиничным услугам, разработке стандартов обслуживания и технологических документов по выполнению работ и оказанию гостиничных услуг.



Знакомя присутствующих с документами, регламентирующими требования к гостиницам и другим средствам размещения, действующими в нашей стране, ведущий инженер отдела сертификации услуг БелГИСС Людмила Бокуть акцентировала внимание на том, что ГОСТ 28681.4-95 и СТБ 1353-2005 «Средства размещения. Общие требования» являются добровольными, но если гостиница или хостел прошли сертификацию на соответствие этим стандартам, то для них данные стандарты становятся обязательными.



В ГОСТ ISO 18513-2013 «Услуги туристические. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения» (вводится в действие c 1 октября 2014 года) содержатся международные термины и определения к различным гостиницам, номерам и т.д., используемые при предоставлении гостиничных услуг. В этой связи в СТБ 1353-2005 классификация видов номеров приведена согласно данному документу.
На семинаре рассматривался вопрос об инструкциях, которые разрабатывает сама гостиница. «Руководство гостиницы, вводя в действие инструкции по охране труда, пожарной безопасности, порядки оказания услуг и проведения работ в гостинице, устанавливает правила, по которым проводится обучение персонала и которые он должен соблюдать», – пояснила Людмила Бокуть.



Что же касается хостелов, получающих в последнее время интенсивное развитие, то в СТБ 1353-2005 четко установлены все минимальные требования к ним. Хостел – это молодежная гостиница, предоставляющая услуги размещения в многоместных номерах, услуги питания с ограниченным выбором блюд и (или) возможность самостоятельного приготовления пищи на необходимом для этого оборудовании, а также дополнительные услуги, включая развлекательные, образовательные мероприятия.
О санитарно-гигиенических требованиях к гостиницам и хостелам, типичных нарушениях, выявляемых при строительстве и эксплуатации гостиниц и хостелов, и способах их устранения рассказала врач-гигиенист отделения коммунальной гигиены ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Ирина Шинкаренко: «В гостиницах должно быть обеспечено раздельное хранение чистого и грязного белья. Чистое белье необходимо хранить в отдельных помещениях, оборудованных шкафами или стеллажами. Стеллажи должны иметь покрытие, устойчивое к средствам дезинфекции. В этих помещениях хранение посторонних вещей запрещено. Грязное белье хранится в промаркированных емкостях с крышками».



Специалист также разъяснила присутствующим, что работники гостиницы должны в обязательном порядке проходить медицинские осмотры перед поступлением на работу и периодические медосмотры, гигиеническое обучение с последующей аттестацией в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
Главный специалист управления надзора и профилактики Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Андрей Колтович проинформировал слушателей о типичных нарушениях противопожарных требований, выявляемых при строительстве и эксплуатации гостиниц, и способах их устранения. «Перед чемпионатом мира по хоккею-2014 в Минске мониторингам и проверкам гостиниц уделяется еще больше внимания, – отметил он. – Пожарная безопасность, в том числе гостиниц, обеспечивается таким состоянием объектов, при котором исключается возможность возникновения пожара и обеспечивается защита людей и материальных ценностей от пожара».



В ходе семинара эксперты ответили на вопросы, волновавшие участников семинара. Состоявшийся диалог был одинаково полезен для всех сторон.