Вопросы деятельности в условиях ТР ТС в сфере железнодорожного транспорта рассмотрены на семинаре в Минске

Дата публикации: 06 Декабря, 2013 года

Вопросы деятельности в условиях ТР ТС в сфере железнодорожного транспорта рассмотрены на семинаре в Минске 06.12.2013
Пресс-служба Госстандарта

26-27 ноября 2013 г. в Минске прошел семинар «Техническое регулирование в области железнодорожной продукции и инфраструктуры железнодорожного транспорта в Таможенном союзе». В нем приняли участие представители Белорусской железной дороги, АО «Национальная компания «Казахстанские железные дороги», ОАО «РЖД», Госстандарта Республики Беларусь, Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), а также компаний-производителей железнодорожной техники.


С приветственным словом к участникам семинара обратился главный инженер Белорусской железной дороги (БЖД) Валерий Шубадеров: «Этот семинар – значимый для Беларуси, Казахстана и России, так как в 2014 г. вступают в силу три технических регламента Таможенного союза (ТР ТС) в области железнодорожного транспорта. Они устанавливают обязательные требования безопасности продукции и правила ее доступа. Однако сегодня имеются вопросы, требующие пристального внимания и решений, прежде всего, это касается предприятий-импортеров и тех, кто производит продукцию железнодорожного назначения».

«С созданием Таможенного союза страны-члены постепенно переходят от национального к наднациональному техническому регулированию, – отметил первый заместитель председателя Госстандарта Валерий Гуревич. – На данный момент принято 34 технических регламента, значительное количество еще находится в стадии разработки. Железнодорожный транспорт – один из объектов технического регулирования в Таможенном союзе. Но железная дорога это не только транспорт, это огромная структура, которая тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики – сельским хозяйством, промышленностью, строительством и т.д. В этой связи принятые ТР ТС должны выполняться предприятиями, которые входят в инфраструктуру железнодорожного транспорта, в том числе при закупке, внедрении, применении оборудования, оказании услуг».

Ректор УО «БГИПК по стандартизации, метрологии и управлению качеством» Владимир Шевченко ознакомил участников семинара с нормативно-правовыми актами в области технического регулирования Таможенного союза, а проректор этого вуза Неолина Прохорчик – с требованиями к маркировке единым знаком обращения продукции на рынке стран-членов Таможенного союза.

Вице-президент НП «ОПЖТ» Владимир Матюшин рассказал об основных положениях регламентов, которые касаются безопасности железнодорожного транспорта и безопасности его инфраструктуры. «Железная дорога – это транспортная система, обеспечивающая перемещение основного потока грузов, пассажиров, – обратил внимание Валерий Матюшин. – Она является источником повышенной опасности, и необходимо своевременно отработать меры контроля, чтобы предотвратить возможные риски».

Принятые технические регламенты Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011) и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011) вводятся в действие с 2 августа 2014 г.

Старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович отметил, что требования стандартов, обеспечивающих реализацию ТР ТС, принимают статус обязательных. В результате проведенной работы разработан ряд специализированных документов по оценке рисков на железнодорожном транспорте, подготовлены и внедрены на уровне межгосударственных стандартов специализированные требования по надежности железнодорожной техники, впервые разработаны межгосударственные стандарты по функциональной безопасности и определены схемы реальной нагруженности тележек грузовых вагонов и расчетов на прочность.
Участники семинара также ознакомились с процессом разработки документов в области стандартизации в ОАО «РЖД», особенностями разработки межгосударственных стандартов в области железнодорожного транспорта.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ) применяются в качестве доказательной базы для реализации положений ТР ТС. «Под каждый регламент разрабатывается перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, и перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований, измерений, в том числе отбора образцов», – отметил заместитель директора Бюро по стандартам МГС Валентин Рося.
Докладчик также обратил внимание на то, что в последнее время проводится целенаправленная работа по совершенствованию деятельности по межгосударственной стандартизации и ускорению сроков разработки этих документов.

Начальник отдела аккредитации органов по сертификации Государственного предприятия «БГЦА» Наталья Левданская проинформировала слушателей о требованиях, предъявляемых к органам по сертификации и испытательным лабораториям, осуществляющим оценку соответствия единым требованиям. «На данном этапе нами аккредитовано 33 испытательных лаборатории на право проведения оценки соответствия железнодорожной продукции требованиям ТР ТС, 28 из них входят в структуру БЖД и 5 – в структуру Белорусского государственного института транспорта. Наряду с этим у БГЦА имеется потенциал для аккредитации и органов по сертификации железнодорожной продукции.

В ходе выступлений и оживленных дискуссий участники семинара получили квалифицированные разъяснения экспертов, обменялись мнениями и опытом работы, уточнили некоторые особенности принятых технических регламентов.
В ходе семинара был подписан меморандум о совместных действиях Белорусской железной дороги, АО «Национальная компания «Казахстанские железные дороги» и ОАО «Российские железные дороги» при вступлении в силу ТР ТС в области железнодорожного транспорта.