В ходе мониторинга 1–3 ноября свыше 90% индивидуальных предпринимателей получили рекомендации по устранению нарушений при реализации товаров легпрома на рынках

Дата публикации: 06 Ноября, 2013 года

В ходе мониторинга 1–3 ноября свыше 90% индивидуальных предпринимателей получили рекомендации по устранению нарушений при реализации товаров легпрома на рынках 06.11.2013
Пресс-служба Госстандарта

Практически у всех проверенных индивидуальных предпринимателей были выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей по маркировке реализуемых в розничных торговых объектах и на рынках товаров легпрома. Не более 25% из них имели подтверждение соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), в том числе упрощенными способами, предусмотренными в совместном постановлении Минторга, Минсельхозпрода, Минздрава и Госстандарта.


Инспекции государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора Госстандарта 1 – 3 ноября 2013 года провели мониторинг на 102 рынках республики у 852 индивидуальных предпринимателей.
Нарушения были выявлены у 805 индивидуальных предпринимателей при реализации широкого спектра изделий легкой промышленности. Это бельевые, чулочно-носочные, трикотажные, кожгалантерейные, ковровые изделия, одежда, обувь, головные уборы, постельное белье.
В ходе мониторинга практически у всех индивидуальных предпринимателей выявлены нарушения в части маркировки товаров. На изделиях отсутствовала информация об изготовителе, его местонахождении, о составе сырья и способах ухода за изделиями, не указана дата изготовления. Кроме того, имеющаяся информация для потребителя была приведена на иностранном языке. Отсутствие указанной выше информации является нарушением статьи 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Подтверждение соответствия товаров легпрома требованиям ТР ТС 017/2011 способами, предусмотренными в совместном постановлении четырех органов госуправления, осуществлялось только некоторыми индивидуальными предпринимателями (не более 25%) на часть номенклатуры реализуемой продукции.
Инспекторами констатировалось наличие в единичных случаях подлинников сертификатов соответствия или деклараций о соответствии требованиями ТР ТС 017/2011 или их копий. Ряд индивидуальных предпринимателей предъявляли национальные сертификаты соответствия (декларации о соответствии) государств – членов Таможенного союза или их копии. Некоторые наименования реализуемого товара имели маркировку единым знаком обращения продукции на рынке Таможенного союза или национальными знаками соответствия государств – членов Таможенного союза. Использовался и такой способ подтверждения соответствия, как указание в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение товаров, регистрационного номера сертификата (декларации), срока его действия, наименования и адреса органа по сертификации, выдавшего соответствующий документ.
Часть индивидуальных предпринимателей в торговых объектах представили информацию для потребителей об отсутствии на товар документов о подтверждении соответствия, что также предусмотрено в совместном постановлении. При этом в большинстве случаев заготовленный бланк документа для информирования потребителя содержал неполную информацию. Примерно у 35 % таких индивидуальных предпринимателей данные документы отсутствовали и не выдавались потребителям при реализации товара.
Следует отметить, что многие предприниматели при наличии на товар информации о подтверждении соответствия упрощенными способами, предусмотренными совместным постановлением, тоже вывесили объявления об отсутствии у них таких сведений, что свидетельствует о незнании указанного постановления.
По результатам мониторинга Госстандартом были выданы рекомендации индивидуальным предпринимателям по устранению выявленных нарушений. На всех рынках была проведена разъяснительная работа о проведении процедур получения документов о подтверждении соответствия и доведении до потребителя достоверной информации о безопасности и качестве реализуемых товаров.
Срок выполнения выданных рекомендаций, как правило, устанавливался от двух недель и более. По его истечении индивидуальные предприниматели должны будут проинформировать надзорный орган о выполнении рекомендаций.
В мониторингах, проведенных 1 – 3 ноября, также принимали участие представители Минторга, Минздрава, органов местной исполнительной власти.

Как сообщалось ранее, с 1 ноября Госстандарт совместно с другими надзорными органами осуществляет мониторинг выполнения требований о подтверждении безопасности и качества товаров легпрома при их реализации в розничных торговых объектах и на рынках.
Требования и правила доступа этой продукции на рынок стран Таможенного союза, в том числе Беларуси, установлены в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011). Он вступил в силу с 1 июля 2012 года. Действие ранее выданных сертификатов и принятых деклараций на продукцию данной группы сохраняется до 1 июля 2014 года.
Способы подтверждения безопасности и качества товаров, на которые распространяются технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС), при их реализации в розничных торговых объектах и на торговых местах на рынках, установлены в совместном постановлении Минторга, Минсельхозпрода, Минздрава и Госстандарта от 21 июня 2013г. № 9/26/50/32.
Для индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога (далее – ИП) в этом постановлении предусмотрен до 1 июля 2014 года упрощенный порядок подтверждения соответствия продукции легпрома требованиям ТР ТС 017/2011.
К указанной дате всеми участниками рынка в полном объеме должно быть обеспечено выполнение требований данного технического регламента.